Музей религии

Предпосылки создания

В 20-е годы XX века в среде ленинградских этнографов и антропологов остро обсуждалась проблема создания специального музейного института по изучению религий в системе академии наук. В то время религиоведение еще не выделилось в самостоятельную научную дисциплину. Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз-Тан, которые, по сути, являются ее основателями, главной задачей нового музейного образования видели исследование эволюции и типологии религий с древнейших времен по настоящее время. Согласно принятой тогда концепции, музей должен был органично совмещать в себе функции хранения и научно–исследовательского центра. Советское правительство мало волновала проблема становления новой научной дисциплины, зато оно было крайне заинтересовано в укреплении собственных позиций. Таким образом, атеистическая пропаганда, по сути, являлась, единственным мостиком, который мог бы соединить чаяния ученых и государства. Но для рождения музея потребовалось стечение еще нескольких важных обстоятельств – наличие здания и базовой коллекции.

В 1930 году в Белом зале Зимнего дворца   экспонировалась  масштабная  выставка   из   собраний   Государственного   Эрмитажа,  Русского  Музея,  Музея  этнографии   и  антропологии  (Кунсткамера). Организаторами выступали В.Г. Богораз-Тан и его единомышленники. Выставка пользовалась успехом у посетителей и была высоко оценена в газете «Правда». Хорошие отзывы ускорили решение Президиума АН, и 15 ноября 1932 года Музей истории религии был торжественно открыт в здании Казанского собора. В.Г. Богораз получил пост директора.

Музей в Казанском соборе

Казанский собор, построенный архитектором А.Н. Воронихиным на пике зрелого классицизма (1801–1811), до революции воплощал собой идею незыблемой империи, сильной верой и ратными подвигами. В соборе находилась одна из самых почитаемых икон в России – икона Казанской Божьей Матери, которая считалась покровительницей царствующего дома и русского воинства. Здесь же хранились мощи великого русского полководца М.И. Кутузова, а также военные трофеи, добытые в Отечественной войне 1812 года. Но революция лишила Казанский собор прежних богатых покровителей и большого числа прихожан. Новое правительство национализировало культовое сооружение, передав его церковникам-обновленцам, которые за неимением достаточных финансовых средств не могли адекватно противостоять процессу обветшания здания. Таким образом, передача Казанского собора в руки музейщиков была оптимальным вариантом для обеих сторон.        

В период с 1932 по 1944 годы внутри  Казанского собора бурно кипела научная жизнь. В это время были заложены основы и традиции как научно-фондовой и экспозиционной, так и исследовательской работы музея. На основе коллекции эрмитажной выставки 1930 года в музее было сформировано 5 отделов:

  • «Религия первобытного общества»;
  • «Религия древнего мира»;
  • «Религия феодального общества на Западе и Востоке»;
  • «Религия в эпоху капитализма»;
  • «Религия и атеизм в России и в СССР». 

В фондах были подлинно уникальные экспонаты, как например, композиция «Сукхавати» –  чистая земля будды Амитабхи («буддийский рай»), сознанная монахами двух монгольских монастырей в начале XX века, но в целом преобладали репродукции, фотографии, плакаты и тексты. Поэтому скоро встал вопрос об организации масштабной собирательной и экспедиционной деятельности.

В довоенный  период  силами  небольшого  коллектива  Музея  истории  религии   была  проделана   гигантская   работа. Труды профессора В.Г. Богораз-Тана «Религия чукчей», профессора С.Г. Лозинского «История папства», доктора исторических наук Ю.П. Францева, занявшего пост директора музея после смерти Богораз-Тана, «Фетишизм и проблемы происхождения религии» и М.И. Шахновича «Русская церковь в борьбе с наукой» фактически сложили фундамент отечественной науки о религии.

В 1946 году Музей истории религии возглавил В.Д. Бонч-Бруевич, известный политический и научный деятель, крупнейший специалист по сектантству начала XX века. До 1955 года он занимал  этот пост, совмещая его с ря­дом должностей в Москве. Бонч-Бруевич считал, что «алтарь не надо ничем  заполнять, ибо это оскорбляет веру православных…». Поэтому в этот период атеистическая пропаганда в музее  велась в довольно умеренных формах. Благодаря своим связям «в верхах» Бонч-Бруевич пытался противостоять попыткам государства свернуть религиоведческие исследования по всей стране. Кроме того, он придавал огромное значение пополнению научной библиотеки музея, которая постепенно превратилась в уникальное собрание различных изданий, в том числе XVI века. Так же при содействии Бонч-Бруевича в 1953 году был основан научно-исторический архив, в который вошла его личная коллекция документов по истории дореволюционного сектантства (около 9 тыс. единиц хранения).

В годы Великой Отечественной Войны Музей истории религии не прекращал работу, даже несмотря на определенные разрушения здания во время блокады. С середины 1950-х годов при активном участии сотрудников музея была удачно проведена реставрация интерьеров храма под руководством Я.А. Казакова. В 1975–1978 годах удалось отреставрировать знаменитую воронихинскую ограду перед собором.

В.Д. Бонч-Бруевич самолично настоял на изменении названия музея на заседании Президиума АН СССР. Таким образом, с 1954 года музей стал называться «Музеем истории религии и атеизма». Тем не менее, критики за слабую агитационную деятельность и соответствующих корректировок музею избежать не удалось. Начатый в 1957году выпуск «Ежегодника», серьезного научного издания, посвященного проблемам религиоведения, уже в 1964 году был свернут. Усиление идеологического нажима было связано с переходом музея в ведомство Министерства культуры. В 1960–1970-е годы резко возросло количество передвижных выставок музея, организованных в клубах, домах культуры и подобных заведениях и направленных на популяризацию идей научного атеизма. Несмотря на определенный клин в сторону пропагандисткой деятельности, научная работа сотрудников, стажировки и подготовка аспирантов продолжались. Правда, все острее ощущались внутренние проблемы музея, выявленные в процессе длительной эксплуатации помещений собора.

А проблем было действительно много. Задача экспонирования музейных коллекций не была решена однозначно. Безусловно, архитектура культового сооружения эпохи классицизм только усиливала эффект при знакомстве с христианскими отделами. Просторный центральный неф как нельзя лучше подходил для размещения экспозиции «Православие», а подвальные помещения собора с их арочными проходами создавали дополнительный антураж для отдела «Католицизм». Что же касается представления восточных религий, то при проектировании каждой отдельной выставки приходилось изобретать все более изысканные экспозиционные решения.

С точки зрения хранения экспонатов, условия в Казанском соборе также нельзя было назвать подходящими. Несмотря на солидные размеры собора, площадей под фонды и нормальную работу сотрудников не хватало. Все хранилища находились на чердаках, без деления на отдельные комнаты. В храме невозможно было поддерживать постоянную температуру и влажность воздуха. Усугубляли обстановку многочисленные протечки крыши. Все эти факторы негативно влияли на сохранность экспонатов. Возможно, именно поэтому при музее сформировалась первоклассная реставрационная мастерская.

Музей на Почтамтской, 14

В 1990 году музей  был снова переименован в «Государственный музей истории религии».

С 1991 года Казанский собор был передан епархии, хотя юридически права на помещение еще некоторое время продолжали оставаться за музеем. В 1999 году была разобрана последняя экспозиция, и в 2003 году музей окончательно покинул Казанский собор. Среди мест для нового размещения музея фигурировал особняк Белосельских-Белозерских. Но директор музея  C.Я. Кучинский отверг соблазнительный, на первый взгляд, вариант в пользу более скромного здания на Почтамтской улице, 14. Бывшее ведомство Почтовых дел, построенное в середине XIX века по проекту А.К. Кавоса (потомственного архитектора из семьи итальянских эмигрантов), отличалось минимальным внутренним декором, что более соответствовало требованиям музея.

В результате переезда в первую очередь выиграли фонды – каждый из них получил отдельные помещения под хранения. Зато несколько сократились площади под постоянные и временные выставки.

Сейчас в новом здании музея работают следующие постоянные экспозиционные отделы:

  • «Архаические верования»;
  • «Религии Древнего мира (Египет, Древняя Греция, Древний Рим)»;
  • «Религия Древнего Израиля»;
  • «История русского православия»;
  • «Католицизм»;
  • «Протестантизм»;
  •  «Ислам»;
  • «Сукхавати»;
  •  «Серебряная кладовая» (фонд открытого хранения).

В    начале   2007  года  новым   директором   музея  был  назначен Б.С. Аракчеев, ранее занимавший аналогичную должность в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость).

Уникальное тематическое собрание памятников всеобщей истории религий насчитывает свыше 200 000 единиц хранения. Музей располагает третьим по величине в России светским собранием книг по религии, часть из которых находится в научной библиотеке (192 000 единиц хранения), а другая часть – в фонде редкой книги (в том числе собрание инкунабул). Кроме того, музей обладает ценнейшим научно-историческим архивом.

Текущие временные выставки:

  • «Мир Библии» – с 27 ноября 2008 г. по 27 мая 2009 г.;
  • «От Рождества до Пасхи» – с 24 декабря 2008 г. по 26 апреля 2009 г.
  • «Непал – страна храмов и гор» – с 4 января по 20 марта 2009 г.


Текст подготовила Полина Юферева

 

 

comments powered by HyperComments
25 сентября 2018 16:06


Всего объектов 218
Всего отзывов 28

Нашли ошибку?

Добавить предприятие

Музей истории пивоварения

Эх....

19 февраля 2009 14:14:16

Государственный Эрмитаж

Ах какой музей...я бы там остался жить ^__^

19 февраля 2009 14:13:12

Музей истории пивоварения

Дегустации есть?

18 февраля 2009 15:39:40

Музей игрушки

Варкрафт, Контр Страйк))

18 февраля 2009 14:58:50