Исаакиевский собор

Исаакиевский собор – один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. С самого начала своего существования он был тесно связан с российскими императорами и российской государственностью. В нем Петр I стремился увековечить имя своего небесного покровителя святого Исаакия Далматского (Петр родился 30 мая по старому стилю –  в день поминовения этого святого).

Первая Исаакиевская церковь строилась неподалеку от Адмиралтейства – для исполнения религиозных обрядов работниками верфей.  Поблизости от Адмиралтейства была сооружена деревянная церковь, переоборудованная из чертежного амбара. Именно в ней 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I с Екатериной, будущей Екатериной I. По статусу церковь была приравнена к Петропавловскому собору.

Однако менялось положение Санкт-Петербурга, он становился столичным городом, и храм такого ранга уже не мог оставаться в бывшем амбаре. Это привело к началу строительства второй Исаакиевской церкви, разработка проекта которой была поручена архитектору Г. Маттарнови. Храм был заложен в 1717 году, в 1722-м он был подведен под крышу – в нем начались богослужения. Однако место для строительства было выбрано крайне неудачно: берег Невы не был укреплен, грунт под фундаментом начал оползать, что вызвало неравномерную осадку здания, появились трещины в стенах и сводах собора. В 1735 году произошел пожар, разрушивший храм окончательно. Вскоре после этого здание пришлось разобрать.

Восстановления, а затем и перестройки собора предпринимались и в царствование Екатерины II, и в правление Павла I, но окончательно проект строительства, созданный французским архитектором Огюстом Монферраном, утвердил Александр I в 1818 году.

Всего собор строился сорок лет  (1818–1858). За это время проект дорабатывался специальной комиссией Академии художеств, в которую вошли наиболее видные архитекторы того времени.

В оформлении собора приняли участие скульпторы Клодт и И.П. Витали, живописцы Брюллов, Бруни и Басин, широко использовались работы русских витражистов и мозаичистов.

По традиции православных храмов Исаакиевский собор пятиглавый. Центральный купол диаметром 25,8 м, по своей конструкции он схож с куполом собора святого Павла в Лондоне. Он увенчан фонариком с греческим золотым крестом. Над кровлей собора, по сторонам от купола, возвышаются четыре колокольни с малыми золочеными куполами, которые символизируют четырех евангелистов. Для звонниц собора под наблюдением валдайского мастера И.М. Стуколкина из старых медных пятаков были отлиты одиннадцать колоколов, самый большой из которых весил почти тридцать тонн.

Для сооружения и убранства собора было использовано 43 породы минералов. Из гранита выполнены колонны портиков собора, 114 тонн весом каждая. Для их доставки и установки были созданы и использованы специальные механизмы. В оформлении убранства собора использовались также различные породы русского, итальянского и французского мрамора. Для украшения иконостаса применяли полудрагоценные камни: малахит и лазурит. Собор богато оформлен скульптурой, причем при ее создании неоднократно использовался метод гальванопластики, разработанный русским ученым Б.С. Якоби.

В  четырех   фронтонах   собора  находятся   бронзовые   барельефы   на  библейские  и  житийные  сюжеты,  выполненные   скульпторами   Ф. Лемером и И.П. Витали. Витали исполнил также статуи апостолов и евангелистов по углам здания, ангелов со светильниками и портальные двери.

Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен десятью малахитовыми и двумя лазуритовыми колоннами. Иконы первого и второго ярусов – мозаичные, третьего – живописные. Иконы первого яруса выполнены по оригиналам Т.А. Нефа. Они изображают святых соименных царям, при которых строились церкви в честь Исаакия Далмацкого. Иконы второго яруса набраны по оригиналам Ф.П. Брюллова и посвящены святым, соименным членам царской семьи. Живописные иконы третьего яруса работы С.А. Живаго изображают ветхозаветных пророков. Главные царские врата отлиты из бронзы и позолочены, над ними находится бронзовая скульптурная группа работы А. П. Клодта с изображением Христа-Вседержителя во славе. В глубине главного алтаря находится витраж с изображением воскресшего Христа. Витраж был выполнен в Мюнхене лучшими мастерами-витражистами того времени.

Своды собора оформляют декоративные статуи, большинство из которых выполнены скульптором И.П. Витали. Они изображают пророков, партиархов и ангелов. Витали выполнил и три внутренние большие двери собора, они сделаны по образцу «Золотых дверей» флорентийской крещальни работы итальянского мастера Лоренцо Гиберти. Двери богато украшены бронзовыми барельефами.

В художественном убранстве внутренних помещений собора использованы живописные и мозаичные работы крупнейших русских художников того времени. Таким образом, они составляют единственное в своем роде собрание русской монументальной живописи первой половины XIX века. Особенно интересна техника исполнения росписей: их писали маслом по сухой штукатурке. В западной части собора написаны картины на ветхозаветные сюжеты, в восточной – на евангельские. Общий проект расположения и содержания росписей был составлен Монферраном. Руководил живописными работами видный русский художник, ректор Академии художеств В.К. Шебуев. К наиболее известным относятся такие росписи, как «Видение пророка Иезекииля» и «Страшный суд» Ф. Бруни. Но уже в процессе работы стало ясно, что воздействие погодных условий и отстутствие необходимой вентиляции в соборе крайне неблагоприятно сказываются на живописи – было решено постепенно заменить ее мозаикой. Мозаичные работы начались в 1851 году и продолжались вплоть до 1917-го.

Открытие и освящение собора произошло в 1858 году. Он стал главным кафедральным собором столицы и первым храмом империи. В 1928 году храм был закрыт и перестал использоваться для богослужений. В 1930 году его превратили в музей, а все купола отправили на переплавку. Музеем Исаакивеский собор оставался более шестидесяти лет, пока в 1991 году не было принято решение о совместном использовании собора церковью и музейной администрацией. Службы стали совершаться четыре раза в год, а с 2002 года в левом приделе начались регулярные богослужения.

Текст подготовила Мария Шустрова

Литература:

Бутиков Г.А. Исаакиевский собор. СПб, 2002.
Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. СПб, 2006.
 

comments powered by HyperComments
24 сентября 2018 10:34


Всего объектов 218
Всего отзывов 28

Нашли ошибку?

Добавить предприятие

Музей истории пивоварения

Эх....

19 февраля 2009 14:14:16

Государственный Эрмитаж

Ах какой музей...я бы там остался жить ^__^

19 февраля 2009 14:13:12

Музей истории пивоварения

Дегустации есть?

18 февраля 2009 15:39:40

Музей игрушки

Варкрафт, Контр Страйк))

18 февраля 2009 14:58:50