Государственный Эрмитаж

Крупнейший художественно-исторический музей в России. Около 3 млн экспонатов составляют коллекции живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного  искусства — от эпохи палеолита до наших дней. В Эрмитаже посетители могут ознакомиться с уникальной коллекцией античных памятников, а также с собранием скифо-сарматских древностей («золото скифов»). Среди ценнейших экспонатов Эрмитажа – «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи, «Св. Себастьян» Тициана,  «Возвращение блудного сына» Рембрандта, одно из лучших в мире собраний импрессионистов: К. Моне, П.О. Ренуара, П. Сезанна, П. Пикассо.

Музейный комплекс Государственного Эрмитажа составляют следующие здания: Резиденция русских царей – Зимний дворец (арх. В.В. Растрелли, 1754–1762); Малый Эрмитаж (арх. Ж.Б.М. Валлен-Деламот, 1764–1767);  Старый  Эрмитаж (арх. Ю.М. Фельтен, 1771–1787);   Здание театра   (арх. Д. Кваренги, 1783–1787);   Новый  Эрмитаж (арх. Л. фон Кленце, 1839–1852), а  также восточное крыло здания Главного штаба (арх. К.И. Росси), Меншиковский дворец (1710–1720, арх. Дж.-М. Фонтана, И.-Г. Шедель) и Фондохранилище с редкой коллекцией императорских карет.

История коллекций Эрмитажа

Датой зарождения музейного собрания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II приобрела в Берлине коллекцию купца Гоцковского из 225 картин художников в основном голландской и фламандской школ. Значительное  число полотен размещалось в апартаментах дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от франц. ermitage – место уединения). Позднее это название перешло на всю картинную галерею. В XVIII веке эрмитажем в Западной Европе называли небольшой двухэтажный павильон в парке при дворце: на первом этаже находилась прислуга, которая накрывала на стол, а на втором этаже собирались гости. С помощью подъемного механизма сервированный стол поднимался наверх, к гостям, которые могли есть и беседовать без слуг и  лишних свидетелей.

Екатерина II решила ввести подобное новшество и у себя, но рядом с Зимним дворцом парка не было, и поэтому павильон «Эрмитаж» вместе с садом разместили в новом дворце, на уровне бельэтажа: там находилась комната с двумя подъемными столами – на 6 персон каждый. Стены павильона были украшены картинами.

Музеем Эрмитаж стал не сразу, лишь в начале XIX века «люди достойные и известные» по специальным билетам и в парадной форме могли посещать картинную галерею, при этом за каждым посетителем следовал камер-лакей. В 1852 году открыли Новый Эрмитаж, так называемый Публичный музеум, и посетителей стало больше.

Для Зимнего дворца закупались картины из крупных частных коллекций: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 году насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западно-европейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). А в XIX веке фонды Эрмитажа расширились за счет материалов археологических раскопок и находок, составивших основу скифской коллекции.

После Октябрьского переворота 1917 года коллекция значительно пополнилась за счет национализированных собраний Юсуповых, Строгановых, Шереметевых, Шуваловых, картин и вещей из Аничкова дворца, из загородных дворцов и т. п., а в 1920–1930-х годах –  уменьшилась, вследствие продажи ряда полотен западным коллекционерам.

Ежегодно в собрание Эрмитажа поступают новые предметы. Одним из значительных приобретений XXI века стал «Черный квадрат» К. Малевича, выкупленный за 1 млн  долларов у собственника ОАО «АБ "Инкомбанк"» известным  меценатом В.О. Потаниным.

Эрмитаж сегодня

В настоящее время в Эрмитаже ведется обширная научно-просветительская  деятельность, экскурсионная и лекционная работа. В научных реставрационных мастерских  осуществляются консервация и реставрация художественных и исторических ценностей. Организуются археологические экспедиции. Готовятся к открытию различные выставки,  издаются научные сборники: «Труды», монографии, каталоги, альбомы, путеводители.

Символом Эрмитажа является Зимний дворец, всемирно известный шедевр архитектуры пышного барокко. По высоте карниза Зимнего дворца был установлен (и оставался  незыблемым в течение полутора веков) высотный регламент для всех гражданских строений Санкт-Петербурга –  не выше 22 метров.

Государственный Эрмитаж считается крупнейшей в мире картинной галереей, общая протяженность которой составляет 24 км. Экспозиция музея занимает свыше 350 залов, ежегодно их посещает около 3,5 млн человек. Для посетителей открыты постоянные экспозиции: Первобытная культура, Культура и искусство античного мира, Западно-европейское искусство, Арсенал (коллекция оружия), Культура и искусство востока, Русская культура, нумизматика (монеты, медали, ордена), Галерея драгоценностей (золотая и бриллиантовая кладовые), Дворец Петра I (восстановленный в Эрмитажном театре архитектурно-мемориальный памятник первой четверти XVIII века), Дворец Меншикова, Главный штаб (Музей гвардии, Министерство иностранных дел, Искусство модерна. На территории ОАО "Императорский фарфоровый завод" находится экспозиция Эрмитажа "Музей фарфора".

Текст подготовила Елена Захаревич

Литература:

Антонова Л.В. Когда и как построен Эрмитаж. Л., 1973.
Кантор Ю.З. Петербург. Эрмитаж. Пиотровские. СПб., 2004.
Шапиро Ю.Г. Эрмитаж: Путеводитель по выставкам и залам. Л., 1989.
Эрмитаж. Здания и залы / Текст Ю. Максимова. М., 1997.
Эрмитаж. История и архитектура зданий. Под ред. Пилявского В.И., Левинсона-Лессинга В.Ф. Л., 1974.

Новость портала agisinfo.ru

comments powered by HyperComments
27 декабря 2008 в 19:14:12
unno

а йа нинал савсем пра эта

16 декабря 2018 00:12


Всего объектов 218
Всего отзывов 28

Нашли ошибку?

Добавить предприятие

Музей истории пивоварения

Эх....

19 февраля 2009 14:14:16

Государственный Эрмитаж

Ах какой музей...я бы там остался жить ^__^

19 февраля 2009 14:13:12

Музей истории пивоварения

Дегустации есть?

18 февраля 2009 15:39:40

Музей игрушки

Варкрафт, Контр Страйк))

18 февраля 2009 14:58:50